Зачем проводить маркетинговое исследование

Тестирование практичности


Тестирование практичности (usability testing) — определяет, смогут ли пользователи интуитивно использовать и ориентироваться на сайте или в программном обеспечении. Применяется в фазе опытного производства и тестирования.

Используется для определения типа трудностей, с которыми сталкивается пользователь и как он их преодолевает.

Тестирование практичности можно проводить в стандартной специализированной лаборатории или же в собственной среде пользователя. Обычно лаборатория анализа практичности состоит из двух помещений – комнаты оценки и комнаты наблюдения. В комнате оценки воссоздается рабочая или домашняя обстановка, в зависимости от целей исследования. Именно здесь сидит пользователь, работая с продуктом или веб-сайтом, – либо один, либо с коллегой или членом семьи, либо с помощником (в зависимости от организации процесса). Все время, пока пользователи работают или играют, настенные видеокамеры фиксируют выражение их лиц, движения рук и их взаимодействие между собой, а микрофоны записывают то, что они говорят.

Аудио- и видеоданные вместе с изображением экрана передаются в комнату наблюдения, обычно отделенную от комнаты оценки односторонним зеркалом. В этой комнате за процессом наблюдает рабочая группа, управляя ракурсом видеокамер и масштабом изображения, чтобы лучше видеть действия пользователя.

Сам процесс тестирования выглядит примерно так:

Пользователь («оценщик») работает с продуктом или веб-сайтом, выполняя серию стандартных задач. В эти задачи включаются ожидаемые действия реальных пользователей. В комнате наблюдения находятся проектировщики и разработчики продукта или веб-сайта, а также другие специалисты: переводчики, составители документации, специалисты по маркетингу и менеджеры. Они наблюдают за тем, как пользователь испытывает продукт или веб-сайт в деле. Это может оказаться нелегким испытанием для наблюдателей, поскольку пользователь наглядно демонстрирует, что именно в их продукте или на веб-сайте не работает, и поначалу это может вызывать довольно неприятные эмоции. Через одностороннее зеркало пользователь не видит реакцию группы, и наблюдатели могут обсуждать возможные способы решения выявленных проблем. Кроме того, зеркало помогает им воспринимать информацию, которую дает обратная связь с пользователем, не столько эмоционально, сколько с точки зрения ее ценности для дела. Для некоторых коллективов такая смена умонастроения – самый важный результат тестирования практичности.

Тестирование практичности можно также проводить в офисе пользователя или у него дома. Такие методы тестирования называют «натуралистическими». Этот опыт может оказаться очень ценным за счет сочетания преимуществ тестирования практичности с яркостью впечатлений, которые можно получить при общении с пользователем в привычной для него среде. При таком подходе нередко выясняются обстоятельства, которые заставляют вносить в продукт радикальные изменения.

Технологии используемые для исследования данной цели:

подробнее...

назад